пн-пт, 9:00-18:00
Меню
  1. Главная
  2. / Статьи
  3. / Статьи
  4. / Статьи
  5. / Иши имя ставшее легендой
Иши имя ставшее легендой
Иши имя ставшее легендой

Иши: имя, ставшее легендой


Кем бы ты ни был, традиционщик , классик или блочник, советую , прочти это ! 

Если бы это не было правдой, то это обязательно стоило бы выдумать ! 

Лучная история неразрывно связана со многими знаменитыми именами, ставшими легендами: Генри Томпсон, Том Морис, Сакстон Папа, Арт Янг, Гленн Чарльз, Бен Пирсон, Роберт Ли , Фред Бэр, Дуг Истон и многие другие.Эти люди, без сомнения, оказали колоссальное влияние на эволюционное развитие лучной индустрии в охоте и спорте. Но, тем не менее, я со всей ответственностью, могу громко, четко и ясно, без малейшей доли сомнения, заявить, что существовал человек, который, вероятно, сыграл одну из ключевых ролей в современной истории арчери. Человек, без которого современная арчери культура, такой, какой мы ее знаем сегодня, может быть вообще бы не существовала ! Имя этого человека известно во всем мире, а его история поражает воображение! И сегодня, я с огромным удовольствием хочу рассказать её вам, чтобы и у нас в России лучники знали человека по имени Иши. 
На дворе стоял 1911 год, прошла уже ровно четверть века с того момента, как легендарный воин и вождь племени чирикауа-апачей Джеронимо, сражавшийся против вторжения США на землю своего племени, был вынужден сдаться американской армии и сложить оружие, тем самым, поставив жирную точку в кровопролитном противостоянии. 
Оставшиеся в живых после многолетней войны индейцы Северной Америке были помещены в резервации, а на их место пришли белые люди, начавшие быстрыми темпами строить свой новый, абсолютно другой мир, с железными дорогами, быстро растущими городами, превращая Америку в богатую и современную страну. 
И вдруг, неожиданно для всех, происходит невероятное событие, прогремевшее на всю Америку и, в последствии, на весь мир.



Как я уже сказал, произошло это в 1911 году, в маленьком городке Оровилль, штат Калифорния, примерно в 200 км от Сан-Франциско. 
На окраине городка располагалась скотобойня, и однажды, одной из августовских ночей, хозяин скотобойни был разбужен лаем собак. Фермер тут же прыгнул с кровати и, спустив пса, выбежал во двор. На территории ранчо он увидел странную фигуру. "Вор!",- подумал фермер, и с криком: "Я тебя застрелю!", - ринулся на незнакомца. Приблизившись, фермер был удивлен, что незваный гость не убегал и даже не пытался защищаться от набросившейся на него пса. Напротив, он смирено стоял закрывая руками лицо и дрожал от холода практически полуобнаженный, одетый в кожаную накидку. 
Отогнав собаку, фермер запер бедолагу в амбаре и побежал к шерифу. И, уже спустя два часа, ночной гость был помещён в тюрьму. 
На следующий день местный шериф безуспешно пытался выяснить, что за человек попал ему в руки и зачем тот проник под покровом ночи на скотобойню к фермеру, но, увы, новоиспечённый заключенный, либо сделал вид, что не понимает, либо действительно не понимал ни единого слова на английском языке. 
Единственное, что в тот момент понимал шериф: перед ним предстал краснокожий человек лет пятидесяти с искренне изумленным лицом от всего происходящего, напуганный и по-настоящему несчастный. Шерифу ни чего не оставалась как переодеть бедолагу в более подходящую одежду и 
оставить его в камере до выяснения. 



Тем временем, для прессы таинственный случай быстро становится сенсацией. «Безмолвный Человек Тарзан», «Немое Дикое Животное», с такими заголовками вышли утренние газеты на следующий день в большинстве штатов. По счастливой случайности, одна из газет с сенсационной новостью подпадёт на глаза профессору Альфреду Кроберу. Вся его жизнь была посвящена изучению калифорнийских индейцев, в том числе, и самых маленьких племен Соединенных Штатов Америки. Прочитав статью и описание в ней человека, профессор сделал неожиданный вывод: немым существом мог быть член примитивной и неизведанной индейской группы. Что само по себе было невероятным, но чем черт не шутит! Кройбер незамедлительно отправляет своего помощника, доктора Уотермана, с заданием: встретиться с незнакомцем и выяснить, что это за человек. Уотерман, в свою очередь, вооружившись словарём всех все еще живых индийских языков Калифорнии, отправляется в путь и, спустя два дня, прибывает на станцию города Оровилль, где его благополучно встречает шериф и сопровождает в тюрьму, где коротал своё время наш незнакомец. Открыв дверь в камеру, шериф сел на деревянную кровать и внимательно слушал, как Уотерман произносил медленно и с максимальной точностью слова на разных языках. Было очевидно, что доктор старался, но ни на одно слово из того, что сказал Уотерман, незнакомец не отреагировал, он лишь с изумлением и испугом смотрел то на доктора то на шерифа. Уотерман начинал было отчаиваться, так как страницы в его словаре все до единой закончились, и вдруг, доктор вспомнил, что в этой области жили уже вымершие племена группы Яхи. Неизвестный сидел на деревянной скамье, и Уотерман знал, что на всех языках Янаджан лес называется «Сивини». И тогда доктор произнёс SIWINI и ударил по деревянным нарам камеры . 
И тут доктор увидел, ещё более удивлённые глаза дикаря, но вместо постоянного упрямого молчания он наконец с энтузиазмом начал радостно восклицать на всю тюрьму: "Сивини, Сивини ... !"
Уотерман не поверил своим ушам! Заключенный дикарь говорил с ним на языке племени индейцев Яхи, которые вымерли много лет тому назад!



Вскоре загадка незнакомца была полностью раскрыта. Индейцы племени Яхи когда-то жили в Калифорнии в уединенном месте на реке Дир. Они вели обособленный, независимый образ жизни отдельный даже от других индейцев. Это был мирный народ охотников и рыболовов, история которых уходила корнями далеко в каменные века, Яхи жили в гармонии с природой в полнейшей идиллии, соблюдая свои обычаи и чтя заповеди предков. 
Однако, мирный ритм жизни индейцев был прерван в тот момент, когда белые люди в 1848 году нашли золото в Калифорнии. И золотая лихорадка пронеслась как вихрь по долине реки Дир, принося разрушения и хаос. 
Белые люди вели себя беспощадно , индейские сопротивления были изначально обречены на провал, их стрелы с каменным лезвием не могли конкурировать с мушкетами и кольтами белых и, по истечению нескольких месяцев, племя Яхи было вынужденно ретироваться в надежде спасти детей и стариков от белых людей. 
Почти четверть века спустя, к началу 1872 года , из многотысячного племени, в живых осталось только десять индейцев. 
Они отправились искать убежище в горах, и среди выживших был десятилетний мальчик. Он путешествовал с последними членами своего племени, рос и становился мужчиной. Он не нашёл женщину, потому что среди членов племени не было молодой Яхи.
Спустя тридцать лет, в 1908 году, американские геодезисты, делавшие подробную карту в пустынных горах Калифорнии, случайно сталкиваются с последними четырьмя выжившими индейцами: это был наш дикарь, его старая мать, сестра и старик.
Когда индейцы увидели белых людей, они прекрасно понимали, что ни чем хорошим это не закончиться, и, по заранее согласованному плану, они бежали в разных направлениях, чтобы был шанс хоть кому-то из них выжить. Спустя какое-то время, наш герой вернулся в лагерь, где обнаружил только умирающую мать, он напрасно ждал своих последних соплеменников, никто так и не вернулся в лагерь. Его сестра была застрелена геодезистами, а старик разбился, сорвавшись с обрыва. 
Таким образом, он остался единственным из племени Яхи, не осознавая, что стал совершенно последним свободным индейцем во всех Соединенных Штатах.



Следующие четыре года, он жил одиноким отшельником, промышляя охотой и собирательством, он преодолел все трудности и препятствия. Только с одним он не мог справиться, и это было одиночество. Вот уже много лет он не встречал таких существ как он сам, а в культуре Яхи одним из важнейших аспектов было взаимоотношение между людьми от рождения до погребения, и факт одиночества пугал и был кошмаром для него . 
Вот почему, спустя сорок лет скрытной жизни, он решает совершить отчаянный поступок. 
Он покидает свою империю молчания, болезненное королевство одиночества и отправляется, как ему казалось, в свой последний путь в поисках людей. 
Так, спустя какое-то время, он и попадает на скотобойню на окраине городка Оровилль. 
В последствии, профессор Кробер узнал от индийца, что у него никогда не было имени. И тогда было решено дать ему имя Иши, что на индейском языке означало - "человек"



Вы справедливо, можете сказать, отлично, это хорошая и трогательная история, но какое имеет отношение все выше сказанное к культуре арчери?
А я вам отвечу: фундаментальное и самое непосредственное !
В наше время США является локомотивом Арчери индустрии, нет такой другой страны, где бы лучная культура так быстро развивалась и популяризировалась, именно здесь ежегодно появляются самые передовые и инновационные разработки, и именно в штатах стрельба из лука была возведена в ранг национального достояния. 
Но, хочу отметить, так было не всегда. В этой стране были времена, когда стрельбой из лука, из числа белых людей, занимались исключительно энтузиасты, что уж говорить, ведь даже в индейских резервациях предпочтение отдавалось винчестеру нежели луку. А как нам известно, время всегда беспощадно, оно не терпит таких поступков: стоит людям на миг забыть своё прошлое, как оно тутже канет в забвениё. 
Именно поэтому, если бы не горстка людей, решивших помочь американцам, как нации заново открыть их утраченное наследие, то, кто знает, какой бы была сейчас Арчери культура . 
Итак, мы возвращаемся к нашему герою Иши...
Я не буду подробно рассказывать всю его историю , те кому интересно, могут прочесть множество статей, книг и даже посмотреть художественные и документальные фильмы, просвещённые его жизни. 
Вместо этого, я расскажу вам почему, он по праву считается человеком, давшим Америке шанс обрести утраченное наследие.
Иши ждала сложная задача, он должен был справиться с внезапным для него прыжком из каменного века в современный мир. Для человека, прожившего всю свою жизнь в дали от цивилизации, было непросто осознавать происходящее вокруг. Поезда, машины, трамваи, огромное количество белых людей, даже такие обычные вещи как спички, обувь или зонтик, поражали его воображение. 
Но, надо отдать должное, он довольно быстро адаптируется, учит достаточное количество английских слов, чтобы наладить коммуникации с внешним миром. Профессор Альфред Кробер помогает Иши и даёт ему кров и работу в музее антропологии, где он, фактически, становиться живым экспонатом. 
Иши становится бесценным источником информации для этнографа из Калифорнийского университета в Беркли. Он подробно рассказывал о жизни своего народа, о быте и традициях, о злых и добрых духах которым поклонялось его племя. Эти сведенья дали чрезвычайно ценную картину первоначальной цивилизации.
И все бы ничего, но здоровье Иши постепенно начинает ухудшаться. Его организм был не готов к болезням современного человека. 
И в этот же момент, волей судьбы, с нашим героем происходит судьбоносная для мира Арчери встреча - он знакомится с доктором Сакстоном Поупом, который 
начал заботиться о состоянии здоровье Иши, став его лечащим врачом. 
Очень скоро они стали хорошими друзьями. 



Поуп родился в семье армейского хирурга и провел свое детство в военных лагерях в небольших городках на окраинах гор и пустынь, он с детства интересовался всем, что связано с дикой природой.
И новый друг Иши учит его всему, что знает. Они проводят много времени вместе. Поуп изучает основы языка Яхи, традиции и привычки его племени. И, конечно же, Иши учит его искусству изготовления традиционного лука и стрел, в совместных охотничьих экспедициях Иши посвящает Поупа в тонкости и таинства охоты с луком. 
Здесь я хочу отметить, что для Поупа стрельба из лука была не нова, он с детства любил и умел обращаться с этим видом оружия, но вот охота с луком и её тонкости для него были в диковинку. Тем не менее, под руководством своего нового друга и учителя, Поуп очень быстро постигает все знания переданные ему Иши и со всей искренностью становиться яростным поклонником охоты с луком. 
Поуп прибывал в неистовом восторге, когда видел как Иши беря в свои руки лук, тут же изменялся ... он становился невидимым, как воздух, бесшумным, как падающий снег, он неустанно мог преследовать свою добычу, читая оставленные следы. Иши мог предугадывать дальнейшие передвижения зверя и, в конце концов, всегда оставался с добычей.
После охоты, Иши никогда не оставлял свой лук в напряжении:«Лук устал», -говорил Иши, снимая с него тетиву. Также он говорил, что лук ни в коем случае нельзя перешагивать, лук нельзя трогать женщинам и детям, потому что это принесёт неудачу в следующей охоте.
Что касается самого лука Иши, он был силой 45 фунтов, это был не самый сильный лук, но, как в последствии говорил сам Иши: "Этого вполне достаточно для охоты". В процессе охоты, выстрел, в основном, производился на расстоянии от 10 до 45 метров. Иши не стрелял на большие расстояния и всегда старался приблизиться к зверю как можно ближе. 
Что интересно, если Иши промахивался, (а он был таким же как и большинство лучников, имеющих на этот случай пару- тройку дежурных оправданий), махнув рукой, он пенял либо на сильный ветер, либо на гнутую стрелу или, говорил что виноваты духи прерий :))))

История Иши заканчивается 25 марта 1916 года, когда он умер от туберкулеза. Он был кремирован вместе со своим скромным имуществом - среди которого, были и его любимый лук и стрелы. Его прах, согласно традиции, был помещен в глиняный горшок с надписью, которая гласила:"Иши, последний Яхт, 1916".



Иши покинул этот бренный мир, но его знания, а главное наследие, продолжают жить.
 Сакстон Поуп, конечно же, продолжил работу по продвижению и популяризации Арчери движения. Поуп и сам постепенно становится легендарной личностью, вдохновляя других охотников и передавая знания, которые он получил от своего индейского друга.
Здесь я отступлю от повествования, так как должен пояснить читателю один очень важный момент, проведя некую параллель между Америкой того времени и нынешней Россией, читая дальше, вам будет интересно проецировать события на наши Российские реалии, дело в том, что охота с луком в США того периода не была официальна разрешена. Кроликов, койотов, куропаток, одним словом, мелкую дичь было возможно добывать, но в некоторых штатах и это было запрещено, так как лоббисты охотпользования и политизированные законодательные организации далекие от реалий охоты считали, что лук являться не эффективным инструментом добычи крупного зверя. Лишь на территории Северной Америки -Аляске, охота с луком на крупного зверя была легальна и законна. 

Сакстон Поуп и его друг Арт Янг, не хотевшие мириться с такой ситуацией, начинают планомерную деятельность по популяризации Арчери, создав знаменитый и по сей день существующий клуб «Pope Young». Они получают заветное разрешение на проведение охоты на территории Йеллоустонского национального парка, пишут книгу «Охота с луком и стрелой», которая и по сей день издаётся и пользуется заслуженной популярностью.  
Клуб «Pope Young» начинает постепенно пополняться новыми членами.
В 1926 году выходит полнометражный фильм Арта Янга "Приключения и охота на Аляске", и в том же году фильм показывают в кинотеатрах Детройта. Одним из зрителей был молодой человек по имени Фред Бэр. Как впоследствии говорил сам Бэр:"Увиденное на экране произвело на меня неизгладимое впечатление, я понял, что с этого момента вся моя жизнь будет посвящена Арчери культуре".



Но, несмотря на все усилия Поупа и Янга, вопреки растущей популярности и большому количеству сторонников охоты с луком, принятие закона, легализующего охоту с луком на крупного зверя так и не случилось ! Но никто не опускал рук, движение росло и крепло, друзя Сакстон Поуп и Арт Янг провели последние годы своей жизни, демонстрируя достоинства стрельбы из лука, мотивируя новое поколение охотников. 
С 1940-х по 1960-е годы руководители и члены клуба Pope & Young, такие как Фред Бэр, Дуг Истон, Гленн Чарльз, Бен Пирсон, Роберт Ли, неустанно охотились по всей Северной Америке, чтобы доказать всему миру, что лук может и должен быть признан законным охотничим оружием, и что им возможно добывать крупного зверя ! И только в 1961 году, когда популярность Арчери переросла в субкультуру с огромной армией поклонников, законодатели приняли закон о легализации охоты с луком ! 
И это было по-настоящему знаменательное событие в мире боухантнров ! 
И тогда в 1961, и сейчас в 2018, все охотники с луком с огромным уважением помнят имя пионеров Арчери культуры и прекрасно понимают, какую роль во всей этой истории сыграл удивительной судьбы человек по имени ИШИ !


С уважением , ваш покорный слуга Mazila .


< Предыдущая Следующая >
Остались вопросы?

Возврат к списку